Как бороться с саморазрядом автомобильного аккумулятора

От состояния аккумуляторной батареи зависит, как стабильно будет запускаться двигатель, смогут ли бесперебойно работать все потребители электроэнергии. Нередко возникают ситуации, когда автовладелец после хранения машины на стоянке не может завести двигатель, так как произошел саморазряд аккумулятора. Причин полной или частичной потери емкости АКБ достаточно много, но их можно исключить, нужно только знать, отчего это происходит. В статье мы рассмотрим, как можно бороться с быстрым саморазрядом, какие методы помогают аккумулятору долгое время не разряжаться.

Саморазряд автомобильного аккумулятора

Причины быстрой разрядки аккумулятора

Потеря емкости аккумуляторной батареи – явление довольно распространенное, АКБ может садиться как из-за характерных особенностей конструкции, так и по вине самого водителя. Чаще всего саморазряд происходят в следующих случаях:

  • аккумулятор старый, его уже пора менять;
  • свинцовые пластины подверглись сульфатации, их разрушение произошло из-за недостаточного ухода за аккумулятором – не доливалась дистиллированная вода, не производились замеры плотности, а также зарядка в случае необходимости;
  • водитель на время стоянки забыл выключить габариты, магнитолу, другие потребители энергии;
  • имеется утечка тока, то есть, какое-то оборудование потребляет электроэнергию вне зависимости от того, включено оно или выключено;
  • аккумулятор произведен с заводским браком;
  • аккумуляторная батарея часто подвергалась полному разряду, для определенных типов АКБ разрядка губительна.

Причины быстрой разрядки аккумулятора

Существует три основных вида автомобильных аккумуляторов: сурьмянистые (малосурьмянистые), гибридные и кальциевые, они отличаются характеристиками, требовательностью к обслуживанию. Самым низким саморазрядом могут «похвастаться» кальциевые батареи, но, к сожалению, у них есть существенные недостатки:

  • АКБ не терпят глубокого разряда, после трехкратной или даже двухкратной полной разрядке могут совсем выйти из строя;
  • для таких батарей недопустим и перезаряд, поэтому кальциевые аккумуляторы рекомендуется использовать только на автомобилях с исправным электрооборудованием.

Чтобы аккумуляторная батарея служила долго, нужно постоянно следить за ее состоянием, как и любое другое оборудование, аккумуляторы не терпят небрежности и халатности по отношению к ним.

Замер тока разряда аккумулятора

В любом аккумуляторе со временем при длительном хранении в банках постепенно падает напряжение, теряется емкость, при этом тип АКБ не имеет большого значения. Еще не изобретена аккумуляторная батарея, которая была бы совсем не подвержена саморазряду, поэтому любой аккумулятор, стоящий без действия, рекомендуется хотя бы раз в полгода заряжать. Такое правило не распространяется на сухозаряженные аккумуляторы, и то только в том случае, когда они еще не использовались в работе, и банки запечатаны герметичной пленкой. Разрядка без нагрузки происходит в любом случае, но степень утечки тока может быть разной.

Для проверки утечки электроэнергии водители чаще всего пользуются мультиметром, замер производится при снятой клемме (обычно отсоединяется минус). Измерить саморазряд АКБ можно следующим образом:

  • переводим мультиметр в режим вольтметра, один щуп устанавливаем на клемму, вторым проводим по корпусу батареи. Если имеется утечка, прибор покажет напряжение, саморазряд может происходить из-за подтеков электролита, попадания токопроводной грязи на корпус батареи;
  • следующая проверка – меняем положение переключателя мультиметра для измерения силы тока (максимальный предел – 10 Ампер, полярность подключения проводов значения не имеет), один щуп прибора соединяем с минусовым аккумуляторным проводом, второй – с массовой клеммой самого аккумулятора, производим измерение.

Если амперметр показывает приблизительно 0,02-0,06 А, саморазряд аккумулятора в норме, он не превышает допустимого значения. В случае более серьезной утечки тока нужно искать причину разряда батареи, возможно, какой-то из плюсовых проводков замыкает на массу, также могут быть и другие причины дополнительного расхода электроэнергии.

При обнаружении утечки тока следует проверить все потребители энергии, пробовать их по очереди отключать. Возможно, электроэнергия расходуется из-за магнитолы, находящейся в режиме ожидания: если после исключения ее из цепи питания потребление тока уменьшится, причину саморазряда АКБ можно считать найденной.

Потребители энергии, влияющие на разряд аккумулятора

В некоторых случаях водитель затрудняется обнаружить, что может служить источником непредвиденного потребления электроэнергии, особенно не просто это определить, когда в автомобиле установлено много дополнительного оборудования. В подобной ситуации не мешает вспомнить, какие приборы могут работать при выключенном зажигании, к таким устройствам обычно относятся:

  • охранный комплекс (сигнализация);
  • автомобильные часы;
  • приборы, включенные в гнездо прикуривателя.

Если потребление тока при заглушенном двигателе и выключенном электрооборудовании достигает одного Ампера и более, вероятность присутствия короткого замыкания велика, нужно обязательно найти причину КЗ. Замкнутые провода таят большую опасность для автомобиля и его владельца – возможно возникновение пожара со всеми вытекающими последствиями.

Еще обнаружить «нежданного потребителя» можно путем поочередного отключения предохранителей в монтажном блоке, нередко таким путем виновника утечки тока удается определить довольно быстро. Также не исключено замыкание дорожек в самом блоке предохранителей, которое происходит из-за попадания влаги или в результате перегрева при превышении нагрузки. Причиной КЗ может оказаться даже перегоревшая лампочка подсветки, расположенная в бардачке.

Обслуживание аккумуляторной батареи, снятой с машины для длительного хранения

Если обслуживаемый аккумулятор снимается с автомобиля на длительный срок (допустим, на зиму, когда авто не эксплуатируется), нельзя забывать про уход и условия, в которых АКБ будет храниться. В этом случае необходимо:

  • очистить корпус батареи от грязи и мусора (если таковые имеются), протереть чистой ветошью, с помощью мультиметра убедиться, что нет утечки тока;
  • проверить уровень электролита в банках, при необходимости в них добавить дистиллированной воды. Пластины должны быть покрыты раствором выше верхнего края на 1,0-1,5 см, если не произвести доливку, произойдет осыпание свинца, после этого аккумулятор восстановить будет очень сложно или даже невозможно;
  • после снятия с машины зарядить аккумулятор зарядным устройством в теплом помещении, затем ариометром проверить плотность;
  • определить место хранения, помещение должно быть теплым и сухим;
  • периодически проверять напряжение на клеммах (хотя бы раз в два-три месяца), и при снижении его до 12 Вольт и ниже производить повторную зарядку.

Нужно помнить, что из банок испаряется вода, а не серная кислота, поэтому доливать электролит категорически нельзя, им можно загубить аккумулятор. Правильный и бережный уход сохранит работоспособность батареи, продлит срок ее эксплуатации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *