В регламенте техобслуживания автомобилей указывается периодичность замены моторного масла в двигателе, воздушных и топливных фильтров, трансмиссионной жидкости в АКПП и т. д.
Зачем нужно менять масло в ГУР
Рулевой гидроусилитель в автомобиле необходим для облегчения усилия поворота руля, если ГУР неисправен, рулевое колесо поворачивается туго, особенно, если автомобиль стоит на месте. При недостаточном уровне жидкости в бачке насоса ГУР поворот руля сопровождается воем, также может быть тугим вращение руля в одну или обе стороны.
Со временем масло в гидравлической системе рулевого управления (РУ) стареет, теряет свои свойства, и через определенный период эксплуатации авто его необходимо менять. Подлежит замене жидкость в случаях:
- если в ней присутствует влага;
- когда выпадает осадок;
- при потемнении смазки в гидроусилителе;
- в случае обнаружения запаха гари в масле.
Замену масла в РУ многие автовладельцы рекомендуют производить через 50-60 тыс. км пройденного автомобилем пути, еще желательно менять жидкость в случае сильного загрязнения бачка ГУР.
Если автовладелец эксплуатирует машину редко, за год проезжает небольшое количество километров, в этом случае масло в ГУР следует менять один раз в два или три года. Своевременная замена жидкости гидроусилителя убережет от поломок насос и рулевую рейку (редуктор).
Как поменять жидкость в гидроусилителе руля
Работу по замене масла в ГУР производят многие автосервисы и станции техобслуживания, но сама эта работа несложная, и заменить жидкость может практически любой водитель при наличии минимальных слесарных навыков. Чтобы выполнить работу, необходимо приготовить:
- емкости для слива старой жидкости (пластмассовую бутылку 0,5 и 1,5 литра);
- большой шприц с толстой трубкой для откачки масла;
- воронку;
- отвертку;
- плоскогубцы.
На яму или подъемник автомашину ставить необязательно, достаточно авто разместить на ровной и сухой площадке. Рассмотрим, как меняется жидкость ГУР на авто Hyundai Getz:
- вывешиваем переднюю часть автомобиля с помощью домкрата, нужно разгрузить передние колеса, чтобы руль крутился свободно;
- снимаем крышку бачка гидроусилителя, шприцом откачиваем масло из бачка;
- снимаем верхний боковой шланг с бачка (обратку), разжав хомут плоскогубцами, ставим на отвод патрубка самодельную заглушку, таким образом, предотвращаем вытекание жидкости из бачка. Заглушку можно собрать из куска шланга соответствующего диаметра, старой свечи зажигания и хомута;
- на свободном конце снятого шланга закрепляем пластиковую бутылку 0,5 л, опускаем ее ниже бачка. Большую бутыль здесь ставить неудобно, она не помещается под шлангами;
- вращаем руль в обе стороны – до упора вправо и влево, в крайних положениях рулевое колесо следует слегка задерживать;
- вылившуюся в пол-литровую емкость жидкость переливаем в большую бутылку;
- затем берем новое масло для ГУР и доливаем бачок доверху, повторяем процедуру заново. Так мы промываем систему свежей жидкостью. Руль следует вращать быстро, а в крайних положениях его на несколько секунд задерживать;
- прокачав систему, снимаем заглушку с бачка, крепим на место шланг, устанавливаем хомут;
- хомут желательно закрепить в том же положении, в котором он стоял, иначе патрубок может начать пропускать жидкость;
- установив шланг и бачок на своем месте, заправляем до краев емкость новой жидкостью;
- вращая руль в разные стороны, подливаем жидкость, так как она будет уходить в процессе вращения рулевого колеса, заполняя систему;
- после прокачки необходимо залить жидкости столько, чтобы она осталась между отметками в бачке MIN и MAX;
- прокачивать ГУР нужно до тех пор, пока при повороте руля на поверхности жидкости перестанут выходить пузырьки воздуха. Если плохо прокачать систему, масло во время работы автомобиля может вспениться, насос будет при повороте руля выть, а рулевое колесо вращаться с большим усилием;
- запускать двигатель во время прокачки нельзя, можно загубить насос, хотя такое случается нечасто.
Сколько жидкости необходимо для ее замены в гидроусилителе руля? Обычно масла вместе с промывкой и прокачкой уходит не более одного литра, старой жидкости с системы рулевого управления Hyundai Getz сливается около 600-700 миллилитров.
Некоторые автовладельцы прокачивают и меняют масло на заведенном двигателе, но этого делать не рекомендуется – система может завоздушить, из-за этого выйти из строя насос ГУР.
Замена масла в гидроусилителе руля Renault Logan
Принцип замены жидкости в системе РУ на всех легковых автомобилях одинаковый, но у каждой модели есть свои отличительные особенности, к тому же каждой мастер выполняет работу по-своему. Рассмотрим, как меняется масло на очень популярном в России авто Рено Логан.
Приступаем к работе, выполняя ее в следующем порядке:
- демонтируем воздуховод, он ограничивает доступ к бачку гидроусилителя;
- сжимаем хомуты патрубков и отводим их сторону;
- снимаем сам бачок ГУР, для демонтажа его необходимо поднять вверх;
- подставляем снизу бачка канистру из-под тосола, разрезанную сбоку. Здесь место для размещения емкости больше, чем на Хендай Гетц;
- сдергиваем шланги с бачка, масло должно стечь в канистру
- откручиваем крышку бачка ГУР, вынимаем фильтрующую сетку, промываем все снятые детали;
- снятые с бачка шланги направляем в емкость, крутим руль до упора в обе стороны, выгоняя тем самым жидкость из системы. Запускать двигатель при выполнении этой операции нельзя;
- вращаем рулевое колесо до того момента, пока из шлангов не перестанет течь жидкость. Такую работу должны выполнять два человека – один крутит рулем, второй смотрит за жидкостью;
- обычно из системы ГУР Renault Logan выкачивается около 800 граммов масла;
- затем отмытый от грязи бачок подсоединяем к шлангам, устанавливаем его на кронштейне, фильтрующую сетку пока не ставим;
- заливаем свежее масло по уровню – сначала по верхней отметке MAX;
- затем делаем рулем полный ход до упора вправо и влево (мотор не запускаем!), доливаем снова масло до верхней отметки, так как жидкость должна в бачке провалиться вниз;
- процедуру повторяем до тех пор, пока масло не перестанет уходить ниже отметки;
- наживляем крышку, запускаем двигатель и уже на работающем моторе продолжаем прокачивать рулем систему.
Нужно знать, что при прокачке ГУР на заведенном движке нельзя удерживать руль в любом из крайних положений – если держать рулевое колесо 10 секунд и более, можно вывести из строя насос. Нормальным считается уровень жидкости в бачке:
- на заведенном моторе выше минимума;
- на заглушенном двигателе – меньше максимума.
В любом случае жидкость должна находиться между отметками MIN и MAX.
Прокачав систему, устанавливаем фильтрующую сетку, плотно заворачиваем крышку бачка ГУР. В крышке имеется вентиляционный клапан, и он не должен быть засорен.
Еще раз поворачиваем рулем до конца в обе стороны на работающем движке, затем проверяем работу гидроусилителя на ходу.