На автомобиле колеса устанавливаются под определенными углами – от правильности установки зависит, насколько устойчиво транспортное средство будет ехать по дороге, как легко будет им управлять.
Развал схождение — что это такое
Схождением колес называется угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением его движения. Именно от этого параметра зависит, насколько устойчиво автомобиль ведет себя на дороге при вхождении в повороты. Если схождение отрегулировано неправильно, происходит интенсивный износ шин. На автомашинах с задним приводом в ненагруженном состоянии колеса слегка повернуты друг к другу, у заднеприводных авто, наоборот, они немного смотрят в стороны. Когда авто двигается по дороге, угол передних колес компенсируется, и машина едет параллельно дорожному покрытию.
Развалом является угол между плоскостью установленного колеса и вертикалью. Если развал отрегулирован правильно, обеспечивается надежное сцепление колесных шин с дорожным покрытием, наибольшее пятно контакта. Неправильный сход развал характеризуется уводом автомашины в сторону, при этом достаточно быстро разбиваются ступичные подшипники.
Стенды для регулировки колесных углов
При неверно выставленных углах колес начинают быстро изнашиваться покрышки, при отпущенном руле автомобиль едет в сторону. Регулируются углы развал схождения на специальном оборудовании, стенды различается по своему типу, и они бывают;
- лазерными;
- инфракрасными;
Все оборудование достаточно сложное и дорогое, а работа на нем требует специальной подготовки и знаний. Регулировка развал схождения производится в автосервисах и на станциях технического обслуживания, но прежде чем начать регулировать углы колес, производится диагностика ходовой части.
Для каждой модели автомобиля заводом-изготовителем предусматриваются свои углы установки колес, в современных компьютерных стендах данные заложены в виде электронных таблиц, что очень удобно для работы.
Что нужно сделать перед регулировкой развал схождения
Регулировка колес становится невозможной, если не выполнены некоторые условия. Перед регулированием на специальном стенде необходимо:
- устранить все люфты в подвеске;
- установить давление в шинах в соответствии с нормами;
- отбалансировать все колеса;
- освободить багажник от лишних вещей.
Еще необходимо, чтобы на машине все колеса были одного размера, с одинаковым рисунком протектора. Если имеются люфты в рулевых тягах или шаровых опорах, следует дефекты устранить, и только затем уже приступать к регулировкам колес.
Если автомобиль исправен, правильно накачаны шины, а также соблюдены все другие условия, перечисленные выше, регулировка схода развала на стенде занимает по времени около получаса, в некоторых случаях мастера управляются с работой и за 20 минут.
В каких случаях требуется регулировка развал схождения
Если автомобиль ведет себя на дороге уверенно – машину не тянет в сторону, не заносит на поворотах, не изнашивается преждевременно резина, как правило, регулировка углов в таком случае не требуется, но диагностика здесь все равно не будет лишней. Регулировать сход развал требуется в следующих случаях:
- после проведенного ремонта подвески;
- при возникновении проблем с управлением автомобиля;
- при смене летних шин на зимнюю резину и наоборот;
- после покупки нового авто при первом ТО, после приобретения подержанной автомашины.
Еще автовладельцы заезжают на стенд развал схождения после наезда машины на препятствие или удара в подвеску, также рекомендуется производить регулировку колес через 5-7 тыс. км пробега после замены пружин подвески.
Регулировка задних колес предусматривается не у каждого автомобиля, в основном отрегулировать углы удается лишь на авто с многорычажной задней подвеской, и то не на всех моделях машин.
Регулировка схождения колес без стенда
Если автомашину уводит в сторону, а протектор на автомобильных шинах изнашиваться быстро, необязательно сразу же ехать в автосервис, можно попробовать произвести регулировку углов самостоятельно.
Для измерения углов схождения потребуется:
- трубка;
- штырь, который можно вставить в трубку и передвигать его (изменять длину конструкции);
- зажим.
Чтобы можно было эту конструкцию установить между передними колесными дисками, длина ее должна быть приблизительно около 1.5 м.
Рассмотрим вариант, как можно отрегулировать схождение в гараже после замены рулевого наконечника:
- размещаем автомобиль на яму, выставляем колеса прямо;
- устанавливаем один край самодельной конструкции в край колесного диска (спереди);
- выдвигаем штырь из трубки до тех пор, пока железо не коснется края (обода) другого диска. С обеих сторон трубка и прут устанавливаются где-то посередине колесных дисков;
- переходим к задней части передних колес и замеряем расстояние с другой стороны колесных дисков, также стараемся установить приспособление посередине обода;
- сравниваем, какая получилась разница в замерах. У переднеприводных авто она должна быть равна почти нулю;
- на рулевых тяге со стороны замененного рулевого наконечника отпускаем контргайку и выкручиваем рулевую тягу на один оборот;
- прокатываем авто вперед и назад, зажимаем контргайку, еще раз замеряем расстояние.
Получив одинаковое расстояние спереди и сзади колесного диска, на этом регулировку заканчиваем. Теперь нужно выехать на трассу и проверить, не уводит ли автомобиль в сторону.
Конечно, такой способ не дает точных результатов, но после регулирования своими руками можно хоть какое-то время поездить. Еще необходимо, чтобы колесные диски были ровными, без дефектов. После все равно следует ехать в автосервис на стенд развал схождения, где все углы колес мастера выставят в соответствии с заводскими установками.
Регулировка развала с помощью отвеса
Можно попробовать отрегулировать также развал колес, для этого потребуется:
- кусочек мела;
- измерительный инструмент;
- нитка (веревка) с отвесом на конце;
- автомобильный инструмент (ключи).
Регулировку развала производим так:
- на прямой ровной поверхности устанавливаем колеса автомобиля прямо, на колесном диске снизу и сверху с каждой стороны рисуем мелом метки;
- отвес устанавливаем у переднего крыла, измеряем расстояние от веревки до колесного обода;
- прокатываем автомобиль вперед, необходимо, чтобы колеса прокрутились на 90º;
- снова замеряем расстояние между шнуром и диском, запоминаем или записываем результат. Разница в показаниях для переднеприводных машин должна составлять не более ± 1 мм;
- снимаем переднее колесо, и на эту разницу верхним болтом двигаем поворотный кулак относительно амортизаторный стойки;
- накидываем колесо, снова проверяем отвесом и линейкой расстояние на разных положениях колеса;
- получив необходимый результат, затягиваем болт с эксцентриком гайкой, ставим колесо, закручиваем основательно колесные болты.
Но самый точный результат получится только при регулировке на стенде, и на этом деле лучше не экономить.