Автомобильный аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент, в таком случае автомобиль запустить со стартера не удается.
Почему садится аккумуляторная батарея
Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой – утром на стоянке пытаются запустить двигатель, а стартер еле крутит, или движений вовсе никаких не происходит, так как аккумулятор полностью сел. Причин неработоспособности АКБ несколько:
- на время стоянки были оставлены включенными потребители энергии (габариты, магнитола и т. д.), которые способствовали разрядке аккумуляторной батареи;
- есть утечка в электрической цепи – при полностью отключенных потребителях все равно идет расход электроэнергии;
- аккумулятор исчерпал свой ресурс, он уже старый, пластины в банках АКБ стали осыпаться;
- недостаточную зарядку дает генератор, он не вырабатывает необходимый ток.
Если аккумуляторная батарея отработала свой ресурс, она нуждается в замене, но пока новый аккумулятор не куплен, все равно необходимо запускать мотор, здесь на помощь и приходит зарядное устройство. «Зарядник» необходим автовладельцу в любом случае, и каждый уважающий себя автомобилист имеет подобное устройство в наличии.
Виды зарядных устройств
Все зарядные устройства, выпускаемые промышленностью, питаются от бытовой сети 220 Вольт, они понижают напряжение до 12 Вольт, которое необходимо для подзарядки автомобильного аккумулятора. Существуют зарядные и зарядно-пусковые приборы, они отличаются между собой по мощности и своему предназначению.
Зарядные устройства (ЗУ) служат только для зарядки АКБ, никакого другого предназначения у них нет. С помощью зарядно-пускового устройства (ЗПУ) можно запускать мотор при полностью разряженной аккумуляторной батарее, мощности такого «зарядника» хватает для прокрутки стартера.
При выборе ЗУ следует помнить, что устройства промышленностью выпускаются, рассчитанные на разное напряжение – 6/ 12/ 24/ 48 Volt. Еще «зарядники» могут быть разными по конструкции – импульсные и трансформаторные. Трансформаторные ЗУ в наше время уже встречаются редко, и хотя они более надежные, сами по себе достаточно громоздкие. Есть еще один тип зарядки – на солнечных батареях, эти устройства не нужно включать в электросеть, они питаются от солнечного света. Минус подобных конструкций заключается в их дороговизне.
ЗПУ характеризуются высокой мощностью, в основном они работают от переменного напряжения двести двадцать Вольт. Но также существуют модели «зарядников» со встроенными аккумуляторами, существенный минус подобных устройств – их самих приходится периодически подзаряжать. Высокая мощность ЗПУ позволяет прокрутить стартер двигателя даже при минусовых температурах, чтобы схема от перегрузки не сгорела, она оснащается специальной защитой. В некоторых схемах современных зарядных приборов предусматривается режим Boost, с помощью которого обеспечивается быстрая подзарядка АКБ. Но прибегать к такому режиму следует только в случае крайней необходимости, при большом зарядном токе аккумулятор быстро выходит из строя.
Существуют различные марки ЗУ, на рынке представлен широкий выбор товаров российского и зарубежного производства. Достаточно популярными являются зарядные устройства «Орион», продукция компании представлена в широком ассортименте. Цена ЗУ может очень значительно отличаться, она зависит от мощности устройства и его функциональности. Среди наиболее известных производителей автомобильных «зарядников» следует отметить:
- DHC (Тайвань);
- Bosch;
- Intertool;
- Berkut Smart Power (Китай);
- «СОРОКИН» (Россия).
Наибольшей популярностью у пользователей пользуются ЗУ Орион PW700, Bosch C3, Berkut Smart Power SP-8N, последний аппарат из перечисленных занимает почетное первое место во многих рейтингах автомобильных «зарядников».
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Автомобильный аккумулятор можно подзарядить непосредственно на автомобиле, для этого необходимо установить питающие провода ЗУ на клеммы АКБ. Само питание бортовой сети машины лучше отключить, сняв минусовой или плюсовой провод – так быстрее зарядится аккумулятор. При подсоединении проводов ЗУ к аккумуляторной батарее важно не перепутать полярность:
- плюсовой провод «зарядника» подсоединяем к плюсу на АКБ;
- минусовой провод зарядного устройства соединяем с клеммой «минус» аккумулятора.
Также можно снять АКБ с автомобиля и зарядить ее в любом месте, где есть напряжение 220 Вольт, например, дома. На ЗУ имеется амперметр для контроля зарядки, практически все устройства оснащены регулятором тока. Прежде чем приступать к зарядке батареи, необходимо:
- очистить корпус аккумулятора о грязи и пыли, в том числе и в районе пробок аккумуляторных банок – попадание сора в электролит крайне нежелательно;
- осмотреть АКБ – нет ли подтеканий электролита, трещин в корпусе;
- открутить все пробки в банках (если они предусмотрены);
- проверить уровень электролита в банках, при необходимости произвести долив.
От величины тока зарядки, подаваемого на аккумулятор, зависит, насколько удастся быстро зарядить батарею. Например, можно установить зарядный ток всего лишь 0,6 Ампер, но в этом случае восстановления работоспособности АКБ придется ждать долго. Также можно подать и больший пусковой ток (5-6 Ампер), тогда аккумулятор зарядится быстро, но у этого метода есть свой большой минус – батарея будет закипать. Целесообразнее сразу подать больший ток, а по мере восстановления АКБ его постепенно уменьшать.
Заряжать аккумуляторную батарею необязательно полностью, можно наполовину или даже на четверть. Еще следует учитывать, что максимальный ток зарядки не должен превышать десяти процентов от общей емкости батареи, допустим, если аккумулятор 55-амперный, то заряжать его током 6 Ампер и более нельзя.
Зарядка без зарядного устройства
Запустить двигатель с севшей АКБ можно разными способами:
- с толкача;
- с помощью буксира;
- посредством «прикуривания» от другого аккумулятора.
Но есть «народные» способы подзарядки, и в некоторых ситуациях они выручают. Одна их схем самодельного ЗУ состоит из следующих элементов:
- бытового электропровода с вилкой для сети 220 Вольт;
- диода;
- обыкновенной бытовой электролампочки на 60 Ватт;
- электрических проводов.
«Ноль» подается напрямую, а фаза проходит через диод и лампочку. Диод следует установить анодом к лампе, катодом – к заряжаемой батарее. Диод выполняет функцию выпрямителя – он «режет» синусоиду и пропускает на АКБ только плюс.
При включении схемы в сеть 220 V начинает идти зарядка, лампочка горит вполовину накала. Если замерить напряжение на участке между диодом и лампочкой, вольтметр должен показать чуть меньше половины того значения, которое имеется в электросети (95-100 Вольт). На самом же аккумуляторе напряжение падает, и вольтметр показывает приблизительно 12,6 V.
При такой схеме зарядный ток составляет приблизительно 1,3 Ампер, и это значит, за 10 часов подзарядки аккумуляторная батарея получит 13 Ампер. Если мощность лампы увеличить до 100 Ватт, также увеличится ток зарядки, приблизительно до 2 А. Меняя мощность лампочки (толщину нити накаливания), можно регулировать зарядный ток.
Но при такой схеме нужно учитывать, что если диод будет слабым, он может не выдержать силы тока и сгореть.
Если нет зарядного устройства, а АКБ необходимо вернуть жизни, этим методом можно воспользоваться, но следует быть осторожным, так как приходится работать с достаточно высоким напряжением. В цепочке собранной схемы нет гальванической развязки, поэтому запрещается дотрагиваться до проводов или аккумуляторных клемм.
Зарядка с помощью ноутбука
Если нет в наличии ЗУ, зарядить аккумулятор можно с помощью ноутбука. Для этого понадобится:
- мультиметр;
- провода;
- блок питания от ноутбука;
- инструмент для зачистки проводов (ножницы, нож);
- лампа 12 V с патроном (подойдет от передней фары автомобиля).
ЗУ от ноутбука на выходе обычно имеет напряжение около 20 Вольт, зарядный ток – в районе 4 А.
Настраиваем схему следующим образом:
- включаем зарядник в розетку 220 V;
- с помощью мультиметра определяем, какой контакт на разъеме блока питания плюсовой, и какой является минусом;
- подсоединяем к разъему провода: к минусу – черный, к плюсу – красный, по цветам легче ориентироваться;
- красный провод закрепляем непосредственно на клемме аккумулятора, черный провод соединяем с минусовой клеммой через 12-вольтовую лампочку.
Чтобы оживить основательно севший аккумулятор, понадобится заряжать его таким способом приблизительно 6-9 часов. С помощью более мощной автомобильной лампы АКБ восстанавливается быстрее, но совсем без лампочки соединять провода нельзя – блок питания может сгореть.
Советы по зарядке автомобильного аккумулятора
- Прежде чем заряжать АКБ, необходимо проверить уровень электролита в банках, при необходимости долить дистиллированной воды.
- Максимальный ток заряда ни в коем случае не должен превышать 10% от всей емкости батареи, лучше, если этот показатель будет не больше 5%.
- На многих современных «зарядниках» присутствует режим Boost, но им лучше не пользоваться – при быстром заряде происходит сульфатация в банках аккумулятора, и АКБ раньше времени выходит из строя.