Выбор и замена тормозной жидкости

Тормозная система – одна из самых главных в составе автотранспортного средства, и существенную роль в ней играет каждый без исключения элемент. Не зря говорится – «С тормозами не шутят», поэтому ко всему здесь следует относиться серьезно. Также важно знать, какую лучше заливать тормозную жидкость, в этой статье мы разберемся с этим вопросом. Еще узнаем, можно ли смешивать жидкости, когда следует производить замену, и какой ассортимент продукции может предложить промышленность.

Тормозная жидкость дот 4

Основные характеристики тормозной жидкости

Так как все тормоза современных автомобилей гидравлического типа, тормозная жидкость (ТЖ) является неотъемлемой частью в составе транспортного средства, и без нее машина нормально работать не сможет. Жидкость обеспечивает легкое и эффективное нажатие на педаль тормоза, облегчает работу водителю, способствует мгновенному срабатыванию цилиндров. Недостаточное количество или отсутствие ТЖ, ухудшение ее свойств приводит к аварийной ситуации, сказывается на безопасности движения.

Минеральные ТЖ выпускаются на основе этилового (ЭСК) или бутилового (БСК) спирта, также в состав входит 50-60% касторового масла. Гликолевые жидкости изготавливаются на основе полигликолей, еще в них присутствуют эфиры, в России они известны под названиями DOT 5.1/ DOT 4/ DOT 3 (американский стандарт) и применяются практически на всех современных авто. Производство ЭСК в настоящее время остановлено, главная причина снятия этого товара с продаж – низкая температура закипания этило-касторового состава. БСК пока еще бывает в продаже, но встречается крайне редко, применяется только на старых автомобилях, основной недостаток этой жидкости – застывание уже при 20-25 градусов Цельсия со знаком «минус». Еще в пределах РФ встречаются марка DOT 5, здесь главным компонентом является силикон.

Наибольшее распространение сейчас получила жидкость под маркой ДОТ 4, она отвечает предъявляемым к ней требованиям и обладает:

  • высокой температурой закипания;
  • достаточной вязкостью;
  • неплохими смазочными свойствами;
  • стойкостью к низким температурам;
  • несжимаемостью.

DOT-4 не вызывает коррозию металла, разбухания манжет и других резинотехнических изделий, эту жидкость можно использовать на автомобилях не только с барабанными, но и с дисковыми тормозами, где детали тормозной системы нагреваются до очень высоких температур.

ТЖ с одинаковым успехом применяется на заднеприводных (типа ВАЗ 2107) и переднеприводных (типа ВАЗ 2114) отечественных машинах, практически на всех иномарках, считается, что к более высокому классу относится ДОТ 5.1, к наиболее низкому – ДОТ 3. Самый главный недостаток жидкостей на основе полигликолей – высокая гигроскопичность (впитывание влаги), поэтому вне зависимости от состояния через определенное время ТЖ необходимо менять.

 

Можно ли DOT 4 смешивать с другими тормозными жидкостями

ДОТ-4 допустимо смешивать с однородными по своему составу жидкостями, т. е., с продуктами класса ДОТ 3 или 5.1. Но всегда рекомендуется производить доливку жидкости такого же или более высокого класса, а это значит, что в «четверку» можно добавлять 5.1, а вот «тройку» лить крайне нежелательно. С ДОТ-5, а тем более c БСК, эта тормозная жидкость несовместима, и последствия смешения могут оказаться весьма плачевными:

  • произойдет разбухание резиновых манжет;
  • изменятся основные свойства состава, и как себя поведет в дальнейшем тормозная система, предсказать сложно.

Так как DOT-4 – это только общая маркировка, а единый стандарт в России на ТЖ так и не установлен, под одним и тем же именем продукцию могут производить различные фирмы. Чтобы исключить нежелательные последствия, рекомендуется заливать жидкость одного и того же производителя, и только те марки, которые предписаны заводом-изготовителем. В целом смешивание разных составов – дело сомнительное, заводские испытания подобного рода не проводились, да и автовладельцам они нужны вряд ли.

Стоимость DOT 4

ТЖ чаще всего расфасовывается в непрозрачную пластиковую тару объемами 0.25, 0.5, 0.9 или 1 литр, но так же могут быть 5-ти, и даже 20-литровые канистры, соответственно, стоимость упаковки существенно отличается. Литровая бутыль в среднем продается по цене от 500 до 800 рублей, а поллитровая канистра стоит приблизительно в два раза дешевле. Производителей жидкости достаточно много, чаще всего в магазинах можно встретить продукцию иностранных брендов:

  • Liqui Moly;
  • Castrol;
  • Elf;
  • Motul;
  • Pentosin;
  • Mobil;
  • Total;
  • Valvoline

Liqui Moly

Также существует немало российских торговых марок, основная продукция выпускается в городах Дзержинск, Нижний Новгород, Обнинск, Москва, Пушкино, чаще всего на прилавках российских магазинов встречаются товары;

  • Роса-4;
  • ОЙЛРАЙТ;
  • UNIX;
  • ROSDOT-4;
  • Felix;
  • Extra;
  • Niagara;

Если импортные тормозные жидкости расфасованы точно, а характеристики в основном соответствуют указанным данным, то российские упаковки часто грешат недоливом, реальные показатели могут не соответствовать стандарту (например, температура закипания отличается на несколько градусов от заявленной нормы).

Когда нужно менять жидкость

За время эксплуатация автомобиля тормозная жидкость теряет необходимые свойства, и на транспортном средстве становится ездить небезопасно. Замена жидкостной составляющей в тормозной системе производится:

  • не реже одного раза в течение двух лет (по пробегу – через каждые 30-40 т. км);
  • при покупке подержанного автомобиля;
  • при потемнении жидкости;
  • в том случае, если неизвестно, когда последний раз ТЖ менялась.

Следует учитывать, что в «тормозухе» со временем накапливается влага, которая негативно сказывается на эксплуатационных свойствах и общем состоянии автомобиля:

  • от воды начинает ржаветь металлические части, возникает риск заклинивания цилиндров;
  • снижается температура кипения;
  • при низких температурах ТЖ густеет и продавливается с трудом.

Замену жидкости следует проводить в полном объеме, также не помешает провести промывку тормозной системы. Доливка разрешается, если «тормозуха» уходит, но ездить с подобной неисправностью долго нельзя – необходимо разобраться в причине дефекта и устранить его.

Замена ТЖ на автомобиле Mitsubishi Lancer IX

Замену тормозной жидкости рассмотрим на примере авто Мицубиси Лансер 9, перед началом работы следует приготовить все самое необходимое:

  • заранее купленную упаковку ДОТ-4 (допускается и DOT-5.1), лучше канистру брать с запасом (1 л);
  • чистую пластиковую бутылку с трубкой;
  • прокачной ключ;
  • шприц с пластиковой трубкой на конце.

Работу производить удобно на яме, еще лучше, если машину удастся загнать на подъемник, чтобы вывесить все колеса. Выполняем операцию по замене в следующем порядке:

  • открываем капот, тряпкой или полотенцем накрываем левый лонжерон кузова (жидкость ядовита, и попадание ее на металл нежелательно);
  • открываем крышку заливного бачка ГТЦ (главного тормозного цилиндра), опускаем пластиковую трубку шприца в бачок, выкачиваем из него все содержимое;
  • заливаем в бачок из канистры DOT-4 доверху, затем запускаем двигатель и производим прокачку тормозов;
  • при прокачивании используем бутылку с трубкой, опущенной до самого дна – старая ТЖ стекает в емкость, а опущенная до самого низа трубка не позволяет воздуху проникнуть в жидкость, поэтому система не «завоздушится».

Прокачку необходимо производить вдвоем: один из участников этой операции нажимает на педаль тормоза, а второй надевает трубочку на прокачной штуцер тормозного цилиндра (суппорта) и при накачивании педали штуцер ослабляет. При этом педаль проваливается, вместе с «тормозухой» из системы выходит воздух. Сидящий за рулем человек отпускает педаль тормоза только после того, как будет закручен штуцер, а сама операция повторяется до тех пор, пока воздух не перестанет выходить из системы. Так следует прокачать все четыре колеса, не забывая после в бачок добавить жидкость до нужного уровня. Еще прокачку на машине с задними барабанами начинают с заднего правого колеса, затем в порядке «крест-накрест».

Отзывы о жидкости DOT 4

В сети автовладельцы о качестве ТЖ оставляют различные отзывы, в поле зрения попадают как отечественные, так и импортные продукты. Многие автолюбители считают, что тормозная жидкость Liqui Moly относится к разряду самых качественных:

  • даже в жаркую погоду при частых торможениях эффективность тормозов не меняется, отсюда можно сделать вывод, что «тормозуха» не закипает;
  • в морозную погоду тормоза также работают без изменений, жидкость не густеет и при очень низких температурах (ниже минус 40 градусов).

Ликви Моли ДОТ-4 честно отрабатывает свой положенный ресурс, на протяжении всего периода эксплуатации характеристики ТЖ почти не меняются (Liqui Moly не темнеет, если тормозная система исправна, долива жидкости не требуется). Недостатки данного продукта – несколько завышенная цена, отсутствие в розничной сети (не всегда бывает в наличии).

Российская жидкость РосДот 4+, изготавливаемая на заводе «Тосол-Синтез» в городе Дзержинске, также нравится многим, основные ее преимущества, отмеченные пользователями:

  • универсальность (применяется на многих современных машинах, в том числе и на автомобилях с ABS);
  • соответствие заявленным характеристикам;
  • доступность (встречается во многих магазинах);
  • невысокая цена.

РосДот 4

Минусов ROSDOT-4 практически нет, если не считать небольшой недолив, еще следует при покупке обращать внимание на этикетку – срок хранения данного товара ограничивается пятью годами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *