Как бороться со скрипом тормозов, выбрать хорошие тормозные колодки?

Эффективность торможения, безусловно, имеет очень большое значение, от нее в значительной мере зависит, сможет ли водитель вовремя затормозить и избежать столкновения с автомобилем, наезда на пешехода. Но в тормозной системе встречаются дефекты, не всегда влияющие на ее работоспособность, например, скрипят тормозные колодки.

Скрип тормозных колодок

Неприятный свист во многих случаях не является серьезной неисправностью, тем не менее, он раздражает, отвлекает сидящего за рулем человека, заставляя сосредоточиться на этом шуме. В этой статье мы рассмотрим, какие бывают причины скрипа, и можно ли как-нибудь бороться с этим явлением.

Отчего возникает скрип тормозных колодок

Визг тормозов всегда появляется при торможении, но по разным причинам, и их достаточно много:

  • некачественный материал тормозных накладок, производитель сэкономил на сырье;
  • на автомобиле установлены «скрипуны» (специальные пластины-индикаторы), и если износ тормозных колодок (ТК) достаточно большой, они подают сигнал, что пора произвести замену этих деталей;
  • ТК изношены практически до металла;
  • колодки установлены недавно и еще не притерлись по диску;
  • тормозной диск выработан неравномерно, при соприкосновении с ТК возникает вибрация;
  • на детали тормозной системы (ТС) попала грязь;
  • на накладках имеются дефекты (чаще всего это трещины).

Также скрип часто возникает в сырую погоду, может появляться в жару и при частом торможении (вой становится следствием перегрева). Но нередко автовладельцы жалуются, что скрипение появилось после замены деталей, и почему скрипят новые колодки, тоже предстоит разобраться.

Отчего скрипят новые тормозные колодки

Новые ТК скрипят не реже, чем старые, даже бывает так, что владельцы машин сетуют, что визг тормозов появился только после замены колодок, а раньше его не было. Причин появления раздражающего шума здесь тоже немало:

  • запчасти имеют заводской брак;
  • идет притирка деталей, и в дальнейшем скрипение может исчезнуть;
  • опять же низкое качество материалов, особенно часто встречается дефект на запасных частях бюджетного уровня;
  • тормозные диски не отбалансированы (происходит биение), они нуждаются в замене или проточке.

Иностранные производители часто поставляют в запчастях детали более низкого качества, чем те, которые устанавливаются на автомобили с завода. Но это правило не распространяется на АвтоВАЗ, многие владельцы машин Лада жалуются, что заводские ТК слишком жесткие, истирают диски, поэтому стараются колодки на новом автомобиле быстрее поменять. Нужно заметить, что свистеть могут и передние тормозные колодки, и задние, спереди они установлены или сзади, большого значения не имеет.

Как производители запчастей борются со скрипом тормозных колодок

Не только собственникам авто известно о проблемах свиста тормозов, изготовители запчастей тоже знают о неприятном скрипе и всеми методами стараются с этим бороться, внося соответствующие изменения в конструкцию ТК. Вот некоторые конструктивные особенности, позволяющие снизить или полностью устранить неприятный свист:

  • добавление противоскрипных пластин, они являются балансирами и устанавливаются с обратной стороны фрикционных накладок. За счет такого решения усилие при нажатии поршня тормозного цилиндра распределяется равномерно, нагрузка выравнивается по всей плоскости;
  • изготовление специальных скосов на фракционных накладках. Выемки позволяют сдвинуть резонансную колебательную частоту, сделать колодки более «бесшумными»:
  • проделывание прорези на фрикционном материале, существуют ТК не только с одной, но и с двумя проточками;
  • добавление изогнутых скоб, гасящих колебания ТК. Пружинные пластины не только эффективно борются со скрипом, но еще предотвращает закисание колодок в случае появления на них ржавчины.

Основная причина скрипов – вибрация в частях тормозной системы, поэтому модернизации подвергается не только колодки, но и другие детали, например передние суппорты.

Скрежет тормозов из-за дефектов в суппорте

Нередко замена колодок не решает проблему со свистом тормозов, скрежет не прекращается. Чтобы не заниматься разборкой дважды и не выполнять лишнюю работу, при смене колодок следует обратить внимание на состояние тормозного суппорта (его направляющих), возможно, причина дефекта скрыта именно в этих деталях. Направляющие часто закисают из-за недостатка смазки, из-за этого суппорт перестает двигаться в скобе, тормоза работают неэффективно. Также может закисать и сам поршень в цилиндре, результат тот же – автомобиль начинает сам притормаживать, интенсивно изнашиваются колодки и диски, появляется свист.

Чтобы в дальнейшем не было скрипов, необходимо при замене ТК смазать направляющие и поршни – работа не отнимает много времени, зато профилактика позволяет избавиться от неприятного скрежета, притормаживания, продлить срок службы не только колодок и дисков, но и более дорогостоящих деталей, таких как суппорты. Обрабатывать детали можно высокотемпературной смазкой Castrol для ШРУСов или составом МС-1600, специально предназначенным для смазывания суппортов

Смазанные направляющие:

  • легко демонтируются при следующем ремонте;
  • не покрываются ржавчиной;
  • позволяют суппорту плавно двигаться, не застопориваясь во втулках скобы.

Чтобы смазать поршень тормозного цилиндра, нужно аккуратно подцепить пыльник и набить под него смазку с помощью небольшого медицинского шприца: Все излишки смазочного материала необходимо убрать, нельзя допускать, чтобы смазка попала на тормозные колодки и диски.

Устранение скрипов в барабанных тормозах Renault Sandero

Неприятные звуки при торможении могут возникать не только в дисковых, но и в задних барабанных тормозах, здесь тоже бывают разные причины возникновения дефекта. Характерный недостаток автомобиля Рено Сандеро (Логан) – задевание задних колодок по опорному щиту, но эту недоработку нетрудно исправить. Устраняем неполадки следующим образом:

  • снимаем заднее колесо (машину лучше загнать на подъемник);
  • удаляем защитный колпачок ступицы, это лучше сделать с помощью плоской широкой отвертки (зубила) и молотка;
  • с помощью воротка и головки на 30 отворачиваем ступичную гайку;
  • демонтируем барабан, поддевая его со всех сторон отверткой, если он плохо сходит, можно подстучать молотком, но обязательно через деревянный брусок;
  • если колодки трутся о тормозной щит, нужно их освободить и смазать места трения. Для этого снимаем фиксаторы («солдатики») сначала с одной, а затем с другой колодки (нажимаем пружину, поворачивая шайбу по оси);
  • отводим каждую из колодок в сторону, находим места потертостей, зачищаем их металлической щеткой и наждачной бумагой;
  • смазываем потертости консистентной смазкой (можно литолом, но лучше МС-1600 или смазкой для ШРУСов);
  • производим обратную сборку, проверяем работу тормозов на ходу.

После такой операции обычно скрипение колодок пропадает, если шум все же остался, необходимо еще раз снять барабаны и посмотреть, нет ли трения ТК об опорный щит.

Достаточно часто в районе задних тормозных колодок раздается не свист, а своеобразный писк, чаще всего причиной шума является налипший металл на рабочей стороне накладок, когда он налипает, поверхность колодок становится блестящей и как бы «зализанной».

Металлический налет может убрать с помощью наждачной бумаги, но чистить следует аккуратно, особо не усердствуя. На время писк обычно пропадает, но полностью исчезает при таком методе не всегда.

Скрип тормозов из-за тормозных дисков

Нередко причиной неприятного скрипения являются тормозные диски (ТД), и здесь есть несколько причин, из-за которых возникает шум:

  • ТД износились неравномерно;
  • из-за жесткой эксплуатации (резкие и частые торможения) диски стали кривыми, появилось биение;
  • вследствие перепада температур металл ТД закалился, стал более жестким.

В основном свойства металла меняются в теплую погоду, например, автомобиль долго ездит на жаре, а затем заезжает в лужу, тормозные диски резко остывают, происходит закалка. Точно такое же закаливание ТД может произойти и на автомойке, когда хорошо разогретые колеса остужают мощной струей холодной воды. Чтобы было меньше проблем со свистом тормозов, желательно приобретать диски и колодки одного и того же производителя. Как правило, такие детали как бы подогнаны по жесткости, более совместимы.

Выбор новых тормозных колодок

На рынке запасных частей существует множество различных брендов, есть как известные, хорошо себя зарекомендовавшие фирмы, так и неизвестные изготовители. Выбрать запчасти (расходные материалы) из такого широкого ассортимента непросто, но есть простые правила, которых желательно придерживаться при выборе:

  • не стоит покупать детали той фирмы, о которой вы не слышали;
  • слишком низкая цена должна вызывать подозрение, приобретать такую продукцию не стоит;
  • чтобы не разочароваться в покупке, не будет лишним сначала почерпнуть информацию о конкретном товаре – почитать отзывы в интернете, проконсультироваться у продавцов, послушать мнения друзей (знакомых).

Наиболее известные производители тормозных колодок на российском рынке:

  • TRW;
  • Bosch;
  • Lynx;
  • Ferodo;
  • Allied Nippon;
  • Iberis;
  • Brembo.

Наибольшей популярностью и уважением пользуется продукция TRW, тем не менее, в интернете об этой марке можно встретить и негативные отзывы. Но здесь следует учесть, что некоторые собственники машин, давая отрицательную оценку запчастям, не всегда правы, ведь нередко дело не в плохом качестве колодок, а в состоянии самой тормозной системы.

Есть фирмы, которые не слишком хорошо известны, тем не менее, производят достаточно качественную продукцию. К таким производителям можно отнести компании:

  • Breck;
  • Hankook Frixa;
  • Roulunds;
  • Trans Master;
  • Rona.

Плохие или хорошие ТК – понятие относительное, в основном на российском рынке представлена достаточно качественная продукция. Тем не менее, качество запчастей некоторых производителей вызывает немало нареканий, считается, что не слишком хорошие тормозные колодки производятся под брендами:

  • Delphi;
  • Pilenga;
  • SCT;
  • Jurid;
  • Sfec.

Не всегда известная и популярная среди автомобилистов марка – гарантия качества, нередко встречаются и подделки. Достаточно часто подделывают ТК Ferodo, TRW, Allied Nippon, да и в целом фальсифицированная продукция производится под наиболее известными брендами. Чтобы после замены тормозных колодок не было больших проблем, покупая ТК, нужно обратить внимание на следующее:

  • форма накладки новой детали должна полностью совпадать с формой старой ТК, если она будет отличаться по размерам (больше оригинала), не исключено, что колодки буду долго притираться, появятся скрипы;
  • детали не должны иметь внешних заметных дефектов;
  • лучше, если колодки будут укомплектованы противоскрипными пластинами, больше гарантии, что они не будут скрипеть;
  • также удобнее приобретать ТК с пластинами-индикатороми износа, когда колодки будут изношены до критического предела, они подадут сигнал (металл пластинок начнет тереться о тормозной диск).

Разумеется, гарантировать на 100%, что вы выберете идеальные запчасти, сложно, но все рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам подобрать более качественные тормозные колодки, определиться с выбором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *