Характерные особенности гибридных аккумуляторов

Современные аккумуляторные батареи автомобилей отличается от тех, которые производились раньше: они уже не так часто требуют периодической доливки дистиллированной воды, постоянной проверки плотности электролита. Но АКБ по различным причинам может сесть, поэтому заряжать гибридный аккумулятор необходимо так же, как и другой накопитель электроэнергии.

В этой статье мы рассмотрим, чем отличается гибридная АКБ от сурьмянистой или кальциевой, основные ее особенности и свойства. Также поговорим о моделях, представленных на рынке, каким образом производится зарядка, что нужно сделать для того, чтобы аккумулятор служил дольше.

Типы автомобильных аккумуляторов

Раньше промышленность выпускала в основном только сурьмянистые АКБ, в свинцовых пластинах которых содержится сурьма. И хотя этого химического элемента в составе совсем немного, его присутствие позволяет батарее быть устойчивой к глубокой разрядке, как бы аккумулятор не сел, он из-за этого не выходит из строя преждевременно. Несмотря на относительно большой срок службы и невысокую цену, у сурьмянистых аккумуляторов есть серьезные недостатки:

  • необходимо постоянно добавлять дистиллированную воду, контролировать уровень электролита;
  • АКБ склонны к саморазряду (даже при отсутствии нагрузки напряжение на клеммах постепенно падает);
  • пластины в банках подвержены сульфатации (разрушению).

В кальциевых аккумуляторах сурьма заменена на кальций, за счет добавки этого элемента пластины стали более стойкими, они меньше подвержены коррозии. К тому же здесь процесс саморазряда протекает значительно медленнее, электролит практически не выкипает. Батареи при той же емкости обладают меньшими размерами, но у них есть свои недостатки:

  • кальциевые АКБ плохо переносят перепад напряжения;
  • глубокие разряды пагубно влияют на накопитель, батарея может выйти из строя чуть ли не сразу после падения напряжения до нуля.

В гибридных батареях были учтены все недостатки предыдущих разработок, аккумуляторные пластины содержать и сурьму (положительные электроды), и кальций (отрицательные электроды). Эти накопители стойко переносят глубокий разряд, не разряжаются быстро, вода из электролита хоть и испаряется, но медленно. Основной недостаток – не самая низкая цена, так как батареи такого типа появились на рынке относительно недавно, хотя уже сейчас можно встретить весьма недорогие марки АКБ, и они дешевле кальциевых.

Гибридные аккумуляторы на российском рынке

В России появилось уже достаточно много брендов, под которыми производятся гибридные АКБ, известны такие марки как:

  • A-Mega;
  • Актех (модели «Зверь», Solo, «Орион», «Пульс», Duo Extra);
  • Black Horse;
  • Dominator;

Практически для всех батарей производитель гарантирует:

  • срок службы до семи лет;
  • надежный запуск двигателя при температурах от +55 и до -45 градусов Цельсия;
  • стабильную работу накопителя энергии;
  • хорошую переносимость глубоких разрядов;
  • высокую антикоррозийную стойкость;
  • большой стартерный ток.

Гибридные АКБ выпускаются различной емкости (в основном от 55 до 225 Ампер часов), полярность бывает как прямая, так и обратная.

Отзывы о гибридных АКБ

Какие аккумуляторные батареи среди гибридных лучшие, сказать сложно, но у всех на слуху, и популярна продукция компании «Актех». Товары этой фирмы отмечены с положительной стороны в тестах журнала «За рулем», так же неплохо себя зарекомендовали батареи Varta. О продукции Black Horse мнения встречаются разные, нельзя сказать, что всем нравится бренд. Преимущества аккумуляторов Блэк Хорс, отмеченные автовладельцами:

  • невысокая цена;
  • низкий саморазряд;
  • компактность;
  • хорошая работоспособность.

Насчет надежности АКБ сказать что-либо определенное нельзя: кто-то хвалит аккумулятор за долговечность, некоторые очень недовольны, так как батарея быстро вышла из строя. В отрицательных отзывах водители ругают Black Horse за большой вес, неудобную ручку для переноски, плохую стойкость к низким температурам. Аккумуляторы этого бренда плохо запускают двигатель при температуре ниже -20 градусов, несмотря на заверения изготовителя, в среднем служат 1,5-2 года.

АКБ A-Mega тоже попадаются разного качества, основное их достоинство, отмеченное водителями – низкая стоимость. Но цена соответствует качеству, нередко аккумуляторы не «проживают» и более одного года, а два года эксплуатации – это вообще норма, дольше они служат редко. Многие модели A-Mega, несмотря на то что гибридные, достаточно быстро саморазряжаются, плохо запускают двигатель в мороз.

Достоинства разрекламированного бренда «Актех»:

  • разумная стоимость;
  • относительно долгий срок службы;
  • низкий саморазряд;
  • надежный запуск ДВС при отрицательных температурах.

Но отрицательных отзывов о продукции «Актех» немало, у потребителей сложилось мнение, что среди аккумуляторов этой фирмы попадается довольно много брака. К минусам данной АКБ следует отнести:

  • недостаточный пусковой ток;
  • быстрый разряд;
  • плохой запуск мотора в холодную погоду.

Получается, что все отмеченные преимущества могут быть и недостатками, покупка аккумуляторной батареи иркутского производства – своего рода лотерея.

Зарядка гибридного аккумулятора

Многие водители часто спрашивают, как заряжать гибридный аккумулятор (ГА) – не все знают, есть ли разница в процессе зарядки обычной малосурьмянистой батареи и АКБ гибридного типа. Заряжается ГА как обычный сурьмянистый аккумулятор, здесь не нужен большой ток, как для кальциевой модели. Вначале достаточно подать ток в одну десятую от общей емкости батареи, то есть, если накопитель энергии рассчитан на 60 А/ч, то подается не более 6 Ампер.

В начале процесса выставляется напряжение 13,8, затем его увеличивают до 14,4 Вольт. Есть зарядное устройство с автоматическим режимом, его удобно использовать: во время зарядки напряжение само постепенно увеличивается, а зарядный ток падает. Если показатель по току уменьшается до 0,3-0,5 А, это означает, что ГА практически зарядился. На гибридной батарее перед зарядкой обязательно следует проверить уровень электролита, так как вода из него может выкипать, и это не очень хорошо для аккумулятора:

  • возрастает плотность, концентрация серной кислоты становится очень большой, из-за этого осыпаются свинцовые пластины в банках;
  • пластины сверху оголяются, из-за чего происходит нагрев, соответственно, также появляется возможность их разрушения.

ГА относятся к разряду обслуживаемых или малообслуживаемых батарей, поэтому здесь нужно проверять плотность электролита, добавлять до нужного уровня дистиллированную воду. Но в отличие от сурьмянистого аккумулятора пробки в гибридной модели полностью герметичные, воздух они не пропускают. Состояние ГА определяется по индикатору-«глазку», расположенному сверху корпуса:

  • зеленый цвет означает полную исправность АКБ;
  • белый – необходимо добавить электролит;
  • черный – батарея разрядилась, плотность ниже нормы.

Следить за гибридным аккумулятором нужно обязательно, из-за выкипания воды батарея быстро выйдет из строя.

Выкипание воды из электролита

Чаще всего дистиллированная вода в ГА быстро закипает летом, в жару, поэтому необходимо хотя бы иногда посматривать на индикатор (не реже одного раза в месяц). На некоторых моделях АКБ «глазка» нет, приходится откручивать пробки, проверять, сколько залито серного раствора в банках. Особенность гибридных аккумуляторов – кипение электролита при нормальном напряжении бортовой сети, бурление воды может происходить даже при 14,0-14,5 Вольт (вспомним, что напряжение 13,8-14,5 Вольт считается нормальным, когда свыше 14,8, следует проверить реле-регулятор на генераторе).

В другое время года состояние банок нужно проверять хотя бы один раз в три-четыре месяца, как правило, за полгода уровень электролита все равно понижается, поэтому приходится производить доливку воды. В среднем за один раз необходимо добавлять 0,5-0,8 л, герметичные пробки не предотвращают выкипание.

На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи

Покупка аккумулятора – дело ответственное, если АКБ не подойдет по параметрам, она не обеспечит нормальный запуск двигателя, не сможет прослужить долго. При выборе обращаем внимание:

  • на дату выпуска (чем «старше» батарея, тем хуже), очень хорошо, если между датами покупки и изготовления будет разница не более двух-трех месяцев;
  • на размеры и емкость аккумулятора – он должен помещаться на отведенной ему площадке, надежно крепиться на месте, при этом пускового тока должно хватать для надежного запуска двигателя;
  • на полярность, если клеммы на корпусе будут расположены не так как нужно, а наоборот, с установкой аккумуляторных проводов возникнет проблема;
  • на тип (обслуживаемая или необслуживаемая АКБ). Если вы не собираетесь ухаживать за аккумулятором, проверять уровень электролита, доливать в банки воду, батарею гибридного типа лучше не покупать, она быстро «умрет». Именно поэтому о гибридном аккумуляторе автовладельцы нередко отзывается негативно, говорят, что ГА прослужил недолго.

Помимо сурьмянистых (малосурьмянистых), кальциевых, гибридных аккумуляторов еще производятся гелевые батареи, от всех остальных типов они отличаются тем, что вместо жидкого электролита заполняются гелем.

Так как гель обладает малой текучестью, он хорошо удерживается в корпусе, поэтому электроды (пластины) здесь не осыпаются. Эти аккумуляторы не теряет работоспособности до полного разряда, почти не саморазряжаются, лишь боятся зарядки большим током. Качественные и надежные гелевые накопители электроэнергии имеют только один серьезный недостаток – высокую стоимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *