Чистка конденсора и испарителя, обслуживание системы кондиционирования

Обслуживание автомобиля обходится недешево, особенно, если сервисные работы выполняются в автосервисе или на станции техобслуживания. Но многие операции можно выполнить самостоятельно, в частности, почистить кондиционер самому, не привлекая к работе профессионалов, сэкономив некоторую сумму.

Кондиционеры

Самостоятельную чистку произвести несложно, есть несколько различных способов выполнения такой процедуры. При этом в целом затрачивается не слишком много времени, а сам процесс не требует специальных навыков и высокой квалификации.

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Очистка радиатора охлаждения климатической установки (конденсора)

Радиатор охлаждения кондиционера – одна из самых уязвимых деталей в системе кондиционирования, на конденсор с дороги постоянно летит грязь и пыль, попадает влага, реагенты и соль. К тому же этот элемент «климатики» достаточно часто подвергается ударам, деформации при наезде автомобиля на препятствие. Основные признаки неисправного радиатора:

  • перегрев двигателя внутреннего сгорания;
  • снижение эффективности охлаждения воздуха в салоне;
  • самопроизвольное отключение системы кондиционирования.

Очищать конденсор от различного сора и отложений рекомендуется не реже одного раза в год, также чистку можно производить по мере загрязнения детали. Разумеется, периодичность обслуживания зависит от того, как часто эксплуатируется автомобиль, по какому дорожному покрытию он ездит. В условиях повышенной запыленности, при частых поездках по грунтовым дорогам радиатор забивается грязью гораздо быстрее, требует более частого обслуживания.

Самому почистить конденсор в целом несложно, особенно, если доступ к нему достаточно легкий, не требует дополнительного демонтажа деталей. Самостоятельная очистка радиатора почти всегда производится снаружи, без его снятия, так как при съеме приходится сначала стравливать хладагент, а после установки заправлять кондиционер фреоном. Чистка конденсора осуществляется несколькими способами:

  • сухой протиркой с помощью мягкой ветоши;
  • с использованием зубной щетки;
  • промывкой водой (если поливать из шланга, то нельзя подавать большой напор);
  • с применением специальных химических составов.

Очистка радиатора охлаждения

Необязательно пользоваться только одним каким-то методом, их можно, а в некоторых случаях даже и нужно комбинировать. Для чистки нельзя применять жесткие предметы, способные повредить алюминиевую поверхность, радиаторные трубки:

  • металлические щетки;
  • нож;
  • стальные скребки и прочее.

Настоятельно не рекомендуется промывать радиатор водой под большим давлением, в частности, использовать для промывки керхер, особенно, если нет большого опыта обращения с оборудованием. Еще важно помнить, что если долго не обслуживать радиатор, отложившиеся на нем реагенты и соль могут «проесть» металл (алюминий), вследствие чего конденсор потеряет герметичность и выйдет из строя. Паять алюминий очень сложно, поэтому чаще всего «худой» радиатор подлежит замене на новый элемент.

Замена салонного фильтра

Фильтрующий элемент в салоне предназначен для поддержания чистоты воздуха в автомобиле, препятствует появлению неприятных запахов, проникающих с дороги. Так как салонный фильтр (СФ) практически всегда располагается в непосредственной близости от испарителя, он в некоторой степени защищает поверхность радиатора-испарителя от грязи, не позволяет накапливаться отложениям в больших количествах. Фильтр представляет собой элемент из гофрированной бумаги с целлюлозными или синтетическими волокнами, нередко СФ бывают с угольной пропиткой, в основном имеет прямоугольную форму.

СФ необходимо менять с определенной периодичностью, регламент устанавливается производителем, он может быть разным в зависимости от конкретной модели авто. Фильтр несложно заменить своими руками, на таких автомобилях как Renault Duster или Logan он меняется через каждые 15 тысяч километров, на Hyundai Solaris – через 30 тыс. км пройденного пути. Признаки неисправного фильтрующего элемента:

  • слабый обдув печного отопителя;
  • появление неприятного запаха;
  • недостаточно эффективная работа кондиционера;
  • повышенная влажность в салоне машины.

В зависимости от конкретной модели авто салонный фильтр может устанавливаться в разных местах, прежде чем приступить к его замене, необходимо ознакомиться с инструкцией или найти нужную информацию в интернете.

Чистка испарителя кондиционера

Салонный радиатор кондиционера (СРК), иначе называемый испарителем, на легковых автомобилях в основном располагается рядом с печкой, со стороны переднего пассажира. Этот компонент системы кондиционирования предназначен для охлаждения горячего или теплого воздуха до температуры 6-12 градусов Цельсия, во время охлаждающего процесса на его поверхности образуется конденсат. Постепенно влага скапливается и стекает вниз, где расположен специальный поддон, затем она выводится наружу.

Так как испаритель во время работы постоянно влажный, пыль, попадающая в салон автомобиля, легко оседает на ребристой поверхности СРК. Если радиатор долгое время не чистится, он закоксовывается плотным слоем грязи, которая очень трудно удаляется.

Чистка испарителя – одна из самых сложных и неприятных процедур среди всех работ, связанных с обслуживанием кондиционера:

  • СРК находится в труднодоступном месте, к нему сложно подобраться;
  • чтобы эффективно очистить радиаторную поверхность с обеих сторон, нередко приходится демонтировать деталь;
  • снятие-установка испарителя – достаточно сложная процедура, которую лучше доверить профессионалам;
  • после монтажа радиатора требуются заправка кондиционера хладагентом, что усложняет процесс, приводит к дополнительным затратам.

Но если постоянно контролировать состояние СРК и регулярно проводить профилактику, почистить этот элемент самостоятельно не составит большого труда, особенно если использовать специальные химические средства.

Чистка испарителя кондиционера хлоргексидином

Чистка испарителя в основном производится, когда в салоне машины появляется неприятный «влажный» запах. Чаще всего он заметен летом в жаркую погоду, в момент выключения кондиционера, при этом вентиляция продолжает работать. Причиной нежелательного «аромата» являются бактерии, поэтому загрязненный воздух не только неприятен, но и отрицательно сказывается на здоровье человека.

Для очищения салонного радиатора кондиционера есть немало различных средств – «народных» и промышленных, но фабричная автохимия стоит достаточно дорого. Можно не тратить большие деньги на приобретение специального химического средства, есть очень доступный по цене и эффективный лекарственный препарат – хлоргексидин, он продается практически в любой аптеке.

Прежде чем приступить к очищению системы кондиционирования, необходимо запастись самим лекарственным препаратом (примерно 0,5 л) и пульверизатором для разбрызгивания, затем следует перелить хлоргексидин в емкость с распылителем. Дальше поступаем следующим образом:

  • открываем капот, снимаем пластиковую панель стеклоочистителя, таким образом, освобождаем доступ к системе забора воздуха кондиционера в салоне (со стороны переднего пассажира);
  • если салонный фильтр находится сверху (например, на автомобиле Renault Symbol), удаляем его;
  • запускаем двигатель, включаем кондиционер и вентилятор печки на полную мощность (высушиваем салонный радиатор);
  • затем половину содержимого емкости впрыскиваем сверху, стараясь попасть на испаритель;
  • оставшуюся жидкость распыляем в салоне, включив на блоке управления печкой внутреннюю циркуляцию воздуха, также направляя брызги раствора на СРК;
  • выжидаем 10-15 минут, примерно до тех пор, пока перестанет лететь пена и влага из воздухоотводов;
  • выключаем двигатель, очищаем салон и все наружные детали от остатков хлоргексидина;
  • устанавливаем новый СФ – даже если он находится внутри машины, его все равно следует поменять.

После такой обработки в машине полностью исчезает неприятный «дух», в салоне пахнет свежестью и чистотой. Удобнее всего производить обработку хлоргексидином весной с наступлением тепла, здесь следует учитывать, что лекарственный препарат эффективно действует при температуре свыше 20 градусов Цельсия.

Промышленные очистители кондиционера

Фабричные чистящие средства для системы кондиционирования выпускаются различными фирмами, наиболее известные бренды на рынке автохимии:

  • Liqui Moly;
  • Runway;
  • BBF;
  • Top House;
  • Sonax.

В зависимости от типа химического средства очистители и освежители имеют различные способы применения – могут распыляться в салоне, вводиться через воздуховоды с помощью специальной дренажной трубки, которая продается вместе с аэрозольным баллончиком.

Химический препарат Klima Fresh Plus от компании Ликви Моли достаточно удобен в применении, дает неплохой очищающий эффект. Используем это средство следующим образом:

  • сушим поверхности испарителя – запускаем двигатель, включаем печной отопитель на максимум, даем поработать печке 5-10 минут;
  • не заглушая двигателя, устанавливаем на кондиционере минимальную температуру, максимальные обороты вентилятора, поднимаем все стекла (салон должен быть максимально герметичным);
  • устанавливаем режим внутренней циркуляции воздуха;
  • встряхиваем баллончик Liqui Moly, закрепляем его в специальном отверстии упаковочной коробки;
  • устанавливаем флакон в месте размещения испарителя, как правило, «в ногах» переднего пассажира, желательно пол закрыть клеенкой или другим плотным материалом во избежание протекания жидкости на ковролиновый коврик;
  • нажимаем клапан, зафиксировав его в открытом положении;
  • средства начнет непрерывно распыляться, поэтому нужно сразу же выйти из салона и закрыть дверь;
  • через 10 минут распыление препарата должно закончиться, по истечении этого времени открываем все двери и багажник для проветривания;
  • еще раз просушиваем испаритель, все неприятные запахи, в том числе и от очистителя кондиционера, должны исчезнуть.

По такому же принципу очищается система кондиционирования с помощью препарата от компании Sonax, только флакон размещается уже не у пассажирского кресла, а в районе второго ряда сидений, и распыление длится 15 минут. При этом необходимо передние «сидушки» подвинуть до конца вперед и максимально сложить спинки.

Очистители Sonax и Liqui Moly не слишком токсичны, но могут вызвать раздражение слизистой оболочки при попадании в глаза. Зато эти составы не разъедают и не портят пластмассу, чего нельзя сказать о химических препаратах других фирм.

Уход за автомобильным кондиционером

Система кондиционирования требует не только периодической очистки, но и обслуживания, контролирования состояния всех ее частей. Чтобы срок службы кондиционера был максимально долгим, необходимо:

  • периодически проверять герметичность системы и надежность крепления соединительных трубок;
  • не допускать попадания масла и технических жидкостей на ремень компрессора;
  • если кондиционер долго не используется (например, зимой), его все равно необходимо включать хотя бы раз в месяц для поддержки рабочего состояния системы;
  • содержать подкапотное пространство в чистоте;
  • проверять натяжку приводного ремня, при необходимости производить регулировку натяжения.

Если по какой-либо причине в системе кондиционирования нет фреона, нельзя допускать, чтобы работал компрессор – при работе «на сухую» быстро износятся подшипники, и это устройство придет в негодность (может заклинить вал). И в целом без хладагента автомобиль эксплуатировать не стоит, может выйти из строя ресивер-осушитель, поломка приведет к внеплановому ремонту и дополнительным тратам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *